Новости и события

Что спасёт АвтоВАЗ в условиях кризиса? Николя Мор рассказал о задачах, стоящих перед АвтоВАЗом

Что спасёт АвтоВАЗ в условиях кризиса? Николя Мор рассказал о задачах, стоящих перед АвтоВАЗом

На должность президента АвтоВАЗа Николя Мор был назначен всего несколько месяцев назад. Тем не менее у французского топ-менеджера, который до этого руководил румынской Dacia, успело сложить первое впечатление об отечественном автомобильном гиганте. Мало того – Мор уже успел предпринять несколько шагов на пути к выводу АвтоВАЗа на безубыточную работу.

На рынок СНГ Николя Мор возлагает особые надежды

Особое внимание, как считает французский управленец, руководящему составу АвтоВАЗа следует уделить развитию экспортного потенциала предприятия. Если во времена СССР за границу отправлялось порядка 30% выпускаемых автомобилей, то сейчас речь идет в лучшем случае о 10%. И Николя Мора, равно как и акционеров АвтоВАЗа, это явно не устраивает. Недаром практически сразу же после назначения на пост президента Мор занялся перезагрузкой отношений с Казахстаном, в который поставки автомобилей Lada за последние годы снизились в несколько раз. Отныне продавать продукцию АвтоВАЗа в Казахстан будут через группу компаний «Бипэк авто – Азия авто», которая в настоящий момент занимает лидирующие позиции по объему продаж на казахском рынке. Не исключено, что новые партнеры окажут помощь в продвижении автомобилей Lada и в остальные страны Центральной Азии. По крайней мере, самостоятельно АвтоВАЗу, по словам его президента, заниматься этим точно не стоит: рынки Киргизии, Узбекистана и некоторых других постсоветских государств слишком сложные. Без определенных знаний специфики поставок, которые до этого зачастую шли по серым схемам, наладить стабильный экспорт автомобилей в этот регион вряд ли удастся.

Будет ли популярен ВАЗ на ближнем востоке?

Определенный потенциал для роста Николя Мор видит и в рынках стран Ближнего Востока. Хотя пока что говорить о больших объемах экспорта не приходится. В большинстве стран этого региона продавать автомобили Lada пока еще некому, а новый дилерский центр, открытый в столице Ливана 25 мая этого года, только-только заработал в полную силу. Если все пойдет по плану, то до конца года в Ливане будет продано как минимум 300 автомобилей. В будущем же здесь ежегодно планируется продавать порядка 900 автомобилей. Другое дело, что для этого дилерам АвтоВАЗа придется поработать. Пока что основу продаж на ближневосточном рынке составляет внедорожник Lada 4x4. Остальные модели, а именно Kalina, Granta и Largus, пользуются куда меньшим спросом. Но в целом перспектива найти своих покупателей у них действительно есть. В Ливане, как и в большинстве соседних стран, особой популярностью пользуются недорогие автомобили, стоимость которых находится в районе 8-10 тысяч долларов. Все выпускаемые АвтоВАЗом автомобили как раз попадают в этот сегмент.

Перспективы продаж на  европейском рынке

С поставками на европейский рынок дела обстоят сложнее. Исключительно низкую стоимость в качестве основного козыря использовать уже не получится. Да и действующие в западноевропейских странах требования, касающиеся норм токсичности и безопасности продаваемых автомобилей, наверняка окажутся сильным сдерживающим фактором. Для того чтобы внедрить на ту же Lada Vesta систему предотвращения столкновений, АвтоВАЗу придется потратить немало времени и средств. В конечном счете может оказаться, что игра попросту не стоит свеч. Пока, впрочем, совсем отказываться от сверхконкурентного европейского рынка Николя Мор не собирается. Решено, что в ближайшем будущем АвтоВАЗ сосредоточится на активной работе с дилерами в 6-7 европейских станах. Наиболее приемлемыми в этом плане выглядят Германия, Словакия, Венгрия и прибалтийские страны. В Венгрии, например, у АвтоВАЗа уже сейчас имеется достаточно развитая сеть дилеров, которая географически охватывает более 50% рынка.

Будут ли ВАЗы с правым рулём?

А вот относительно производства и продаж праворульных автомобилей на АвтоВАЗе еще не определились. Все будет зависеть от того, насколько большой окажется их доля в общем объеме экспортируемой продукции. Хотя в любом случае, и Николя Мор это не скрывает, АвтоВАЗ в первую очередь будет работать с теми рынками, где требования к автомобилям мягче, а покупатели лояльнее. Задача-минимум – в ближайшие пять лет добиться увеличения доли экспортируемых автомобилей с нынешних 10% до 20%.

Это в свою очередь должно положительным образом сказаться на финансовом состоянии АвтоВАЗа. И пусть пока что крупнейший отечественный автопроизводитель работает с убытками, но на встрече с представителями профсоюза предприятия Николя Мор ясно дал понять, что на то, чтобы выйти на безубыточную работу, у АвтоВАЗа есть около двух лет. Уже в 2018 году завод должен работать с прибылью. Для этого заводчанам придется не только вплотную заняться экспортом продукции, но и нарастить свою долю на внутреннем рынке. Параллельно руководящему составу АвтоВАЗа доведено задание по увеличению объемов производства и сокращению затрат.

И все бы ничего, но результата за красивыми фразами и глобальными планами Николя Мора пока не видно. Зато то, что АвтоВАЗ планирует одолжить у компании Renault 20 миллиардов рублей под 11,5% годовых, не заметить невозможно. Полученные деньги должны пойти на оплату комплектующих, что позволит более гибко работать с их поставщиками. Вот только отдавать долги рано или поздно придется. И об этом Николя Мору и его команде забывать не стоит ни в коем случае.

Макар Орлов

 

 

4 5
оценка оцените новость

Читайте также